Социальная напряженность в школе как один из конфликтогенных факторов общества

Мощенко И.Н., Синицкая А.В.
ISBN: 978-5-6043651-1-3

В работе рассмотрены вопросы формирования и развития социальной напряженности в школе. Представлена разработанная комплексная методика определения уровней латентной и явной социальной напряженности в классе через исследования когнитивных и аффективных составляющих установок подростков по отношению к образовательному процессу. Аффективная составляющая выявляется по технологии семантического дифференциала Ч. Осгуда. Она характеризует уровень латентной напряженности. Когнитивная составляющая измеряется прямым опросом по ряду более мелких признаков, характеризующих явную, осознанную сторону восприятия. Совместный анализ когнитивной и аффективной составляющих проводится в рамках предложенной ранее группой американских социологов модели социальных беспорядков, Которая позволяет выявить группы риска, с высоким уровнем напряженности. В работе также уделяется определенное внимание буллингу. Рассмотрены на базе литературных источников основные типы буллинга, психологические характеристики участников, причины возникновения этого явления и последствия. Все это послужило основой для разработки структурно-функциональной модели. Которая, в свою очередь, позволила выявить основные направления социальной работы по предотвращению буллинга в школе. Все предлагаемые в работе методики апробированы в конкретном исследовании – анализе социальной напряженности среди учащихся одной из сельских школ Ростовской области. Апробация прошла успешно и она показала, что предлагаемый в данной работе подход способен стать основой для более обширного исследования, в рамках которого были бы выработаны конкретные воспитательные и коррекционные меры для работы с различными проблемами социальной напряженности в школе для получения полной комплексной программы.

Скачать текст (pdf)